Поради батькам


Не вимагайте від  дітей поводити себе так, як  ви, 
тому що  вони створені для часу, 
яке відрізняється від нашого часу.

******************************************************
                  5 речей,  які не можна вибачати навіть своїм дітям
                                     https://cutt.ly/OjgzOOg

********************************************************************************


Правила воспитания счастливых детей от 6 великих учителей, которые открывали собственные школы

Нелегко понять, как именно воспитывать детей, если все вокруг дают советы. Даже взгляды великих педагогов и психологов могут отличаться друг от друга. Но все-таки все альтернативные школы считают: если давать ребенку свободу и ценить его индивидуальность, он вырастет уверенным в себе и счастливым.

Вам не обязательно полностью придерживаться того или иного образовательного подхода. Мы в AdMe.ru собрали советы неравнодушных учителей и ученых. Они работали над системами воспитания, чтобы дети вырастали полноценными личностями, а семейные отношения были доверительными и крепкими.

1. Система Монтессори, создатель - Мария Монтессори

Монтессори – первая женщина в Италии, которая окончила медицинский институт. Она работала с больными детьми, которыми в то время никто не занимался. Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ее подход к воспитанию до сих пор популярен во многих странах.

Взгляды Марии Монтессори:

  • Ребенок заслуживает уважения, поэтому вежливые просьбы лучше приказного тона.
  • Не смотрите на ребенка сверху вниз - старайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
  • Сделайте малышу подходящие его росту и силам стул и стол, крючки для одежды, на которые он сам повесит свою куртку. В такой среде он будет счастлив.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Если ребенка наказывать за любой проступок, он будет чувствовать вину за все и всех.
  • Если вы поддерживаете вашего ребенка и не запрещаете ему выражать чувства, он вырастет уверенным в себе.
  • Не запрещайте ребенку помогать вам с бытовыми делами.
  • Лучше покупать игрушки не из пластика, а из натуральных материалов – кубики, модели мебели, посудку.

2. Реджио-педагогика, основоположник - Лорис Малагуцци

Итальянский психолог придумал красивую метафору: ребенок с рождения говорит «на 100 языках». То есть ребенок говорит с миром и выражает себя разными способами – через рисунки, пение, игру. Но взрослые часто пытаются заглушить 99 языков. Родителям стоит слушать ребенка и научить его использовать эти «языки» в повседневной жизни.

Основные идеи Малагуцци:

  • Не бывает неправильного ответа - бывают разные точки зрения. Не говорите ребенку, что он неправ в каком-то вопросе. Расспросите, почему он так думает, и расскажите, как можно подумать еще.
  • Перед тем как что-то объяснить, спросите у ребенка, что он уже об этом знает. Если вы будете рассказывать уже известные ему вещи, ребенок потеряет интерес и не будет слушать. Как и взрослый.
  • Задавайте больше вопросов, требующих развернутого ответа. Так ребенок будет учиться размышлять и выражать свои мысли.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Например, что он хочет надеть или какого цвета рюкзак ему купить.

3. Вальдорфская педагогика, основоположник – Рудольф Штайнер

Цель вальдорфских школ – вырастить уверенного в себе человека, привить любовь к труду и открыть в ребенке творческие способности. Там не ставят оценок и не проводят контрольных, но государственные экзамены дети сдают не хуже, чем ученики обычных школ.

Идеи Рудольфа Штайнера:

  • Нет такой книги, которая научит родителей обращаться с детьми. Каждый ребенок уникален, поэтому нужно видеть и принимать особенности каждого.
  • Интересные и увлекательные истории научат ребенка гораздо лучше, чем скучные параграфы учебников.
  • Детям стоит больше времени проводить на природе: учиться наблюдать, видеть красоту и жить в гармонии с миром.
  • Простые игрушки, например деревянные кубики, лучше развивают воображение.
  • Простые ежедневные ритуалы помогают детям чувствовать себя в безопасности, а заодно учат организованности и собранности. Поэтому день можно начинать с повторения стихов и считалочек, пальчиковых игр для развития моторики.

4. Школа Саммерхилл, создатель - Александр Нилл

Британцы называют эту школу «спорной». Ученикам разрешают не учиться: посещение уроков не обязательно. В среднем дети бездельничают 3 месяца, а потом начинают ходить на уроки. Помимо освоения привычных нам предметов, в Саммерхилле можно научиться работать в фотошопе, выращивать растения, показывать фокусы и приобрести другие полезные навыки.

Взгляды Александра Нилла на воспитание детей:

  • Когда мы говорим ребенку «нет», ребенок начинает говорить «нет» жизни.
  • Трудный ребенок – это несчастный ребенок, который не в ладах с миром и с собой. Правильнее говорить не о трудных детях, а о трудном человечестве.
  • Родителям "трудных детей" стоит присесть на минуточку и честно ответить на вопросы: «Поддерживал ли я ребенка?», «Доверял ли ему?».
  • Задача ребенка - жить своей жизнью, а не жизнью, которую для него задумали родители и учителя.
  • Не ребенок должен подходить для школы, а школа – для ребенка.
  • Людям нужна свобода. Но свобода и вседозволенность – это не одно и то же.
  • Родители часто пытаются напугать детей страшными последствиями их "проступков". Но правильнее учить ребенка ничего не бояться.

5. Инструментальная педагогика, основоположник - Джон Дьюи

В США Дьюи называют "отцом прогрессивного образования". Он считал, что задача школы – научить ребенка находить выход из любой ситуации, приспосабливаться к окружающей среде. Поэтому детей стоит научить выполнять конкретные задачи, а не пичкать их абстрактными знаниями из учебников.

Взгляды Дьюи на образование:

  • Ребенок должен что-то делать, а не что-то изучать. Именно действие приведет ребенка к результату.
  • Не стоит стыдить ребенка за его неудачи. Провалы помогают нам стать лучше.
  • Все великие научные достижения произошли потому, что кто-то не побоялся использовать свое воображение.

6. Метод Селестена Френе

Френе открыл собственную школу в 24 года. Он помогал детям, отстающим в развитии. В его школе не было учебников и домашних заданий, но учащиеся достигали выдающихся результатов и были всесторонне образованными.

Основные идеи Френе:

  • Самое приятное занятие может стать невыносимым, если тебя заставляют это делать.
  • Наказание унижает обоих: того, кто наказывает, и того, кого наказывают.
  • Чем раньше дети учатся выполнять обычные бытовые дела, тем увереннее и самодостаточнее они становятся в будущем.
  • Вместо запретов и наказаний стоит вести с ребенком переговоры. Ребенок должен видеть, что его голос имеет значение.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

ЯНУШ КОРЧАК — выдающийся польский педагог, писатель, гуманист, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды. Цитата - ""Я никому не желаю зла, не умею, просто не знаю, как это делается""
В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.
Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил: — Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны. — А дети? — Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон. — Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

В принципе, можно больше ничего не знать о Корчаке. И прочесть 10 заповедей, рекомендованных этим потрясающим человеком для воспитания детей.
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.


*************************************************



Если ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде — он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают — он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках — он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости — он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают — он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят — он учится быть справедливым. 

Если ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия — он учится находить любовь в этом.

****************************************************************

Анкета «Як ви розумієте свою дитину»

Інструкція: на запропоновані нижче запитання дайте відповідь «так», «ні», «не знаю».

1. На деякі вчинки дитини ви часто реагуєте «вибухом», а потім жалкуєте про це:
а)       так (0 балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).
2. Іноді ви користуєтеся допомогою або порадами інших осіб, коли ви незнаєте, як реагувати на поведінку вашої дитини:
а)       так (10 балів);
б)       ні (0 балів);
в)       не знаю (5 балів).
3. Ваші інтуїція й досвід - кращі порадники у вихованні дитини:
а)       так (0 балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).
4. Іноді вам трапляється довірити дитині секрет, який нікому іншому ви б не розповіли:
а)       так (10 балів);
б)       ні (0 балів);
в)       не знаю (5 балів).
5. Вас ображає негативна думка про вашу дитину інших людей:
а)       гак (0 балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).
     6. Вам трапляється просити у дитини вибачення за свою поведінку:
а)       так (10 балів);
б)       ні (0 балів);
в)       не знаю (5 балів).
7. Ви вважаєте, що дитина не може мати секретів від своїх батьків:
а)       так (0 балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).
8. Ви помічаєте між своїм характером і характером вашої дитини розходження, які іноді вас дивують (радують):
а)       так (10 балів);
б)       ні (0 балів);
в)       не знаю (5 балів).
9. Ви занадто переживаєте неприємності або невдачі вашої дитини:
а)       так (0 балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).
10. Ви можете утриматися від покупки цікавої іграшки для дитини (навіть якщо у вас є гроші), тому що знаєте, що їх повен дім:
а)       так (10 балів);
б)       ні (5 балів);
в)       не знаю (5 балів).
11. Ви вважаєте, що до певного віку кращий виховний аргумент для дити- ни- фізичне покарання (ремінь):
а)       так (0 балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).
12. Ваша дитина саме така, про яку ви мріяли:
а)       так (10 балів);
б)       ні (0 балів);
в)       не знаю (5 балів).
13. Ваша дитина завдає вам більше турбот, ніж радості:
а)       так (0 балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).
14. Іноді вам здається, що дитина учить вас новим думкам і поведінки:
а)       так (10 балів);
б)       ні (0 балів);
в)       не знаю (5 балів).
15. У вас конфлікти із власною дитиною:
а)       так (0балів);
б)       ні (10 балів);
в)       не знаю (5 балів).


Підбиття підсумків

100-150 балів. У вас великі здібнос­ті до правильного розуміння вашої дитини. Ваші погляди і судження - ваші союзники у вирішенні різних виховних проблем.    Якщо    це    на    практиці супроводжує таке відкрите поводження, повне терпимості, вас можна визнати прикладом, гідним для наслідування. Для ідеалу вам не вистачає одного маленького кроку. Ним може стати думка вашої власної дитини.

50-99 балів. Ви перебуваєте на пра­вильній дорозі до кращого розуміння власної дитини. Свої тимчасові трудно­щі або проблеми з дитиною ви можете розв'язати, почавши із себе. І не нама­гайтеся виправдовуватися недостачею часу або натурою вашої дитини. Є кіль­ка проблем, на які ви маєте вплив, тому постарайтеся це використовувати. І не забувайте, що розуміти - не завжди означає приймати. Не тільки дитину, але й власну особистість теж.

0-49 балів. Здається, можна більше співчувати вашій дитині, ніж вам, оскіль­ки вона не потрапила до батька - доброго друга і провідника на важкій дорозі отримання життєвого досвіду. Але ще не все загублено. Якщо ви дій­сно хочете щось зробити для своєї дитини, спробуйте інакше. Може, ви знайдете когось, хто вам у цьому допо­може. Це не буде легко, зате в майбут­ньому повернеться подякою і сформо­ваним життям вашої дитини.




1 коментар: